ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
ВАЖНО!!!
Плакат о ношении маскиУважаемые пользователи!

С 1 мая 2021 года изменился график работы:

Режим работы в летнее время
(с 01 июля по 31 августа):

Пн. 10.00 – 18.00
Вт. - пт. 10.00 – 19.00
Сб. 10.00 – 18.00
Вс. - выходной
Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Обслуживание осуществляется  при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора>>
Наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении библиотеки обязательно!
Подробнее >>
Поиск
Поиск в электронных каталогах
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий (июль, август)


Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Достаточно подать заявку по телефону или заполнить форму на сайте!
Подробнее>>
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Театральный ресурс
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
Золото русской классики (к юбилеям А. С. Грибоедова, А. А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна): выставка периодических изданий
По 12 февраля 2020 года Сектор периодических изданий приглашает посетить выставку «Золото русской классики», посвященную творчеству А. С. Грибоедова, А. А. Фета, А. П. Чехова и А. И. Куприна.

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью. Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие. Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы.
Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях. Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Роль книги в отечественной культуре всегда была очень велика. В эпоху просвещения в России начинает формироваться определенный круг чтения, ориентированный на западноевропейскую традицию. Это вера в безграничные возможности человеческого разума, культивирующая рациональное познание мира.
Грибоедов был одним из первых, кто почувствовал опасность такого ума и такого знания. Он изображает «философов в ученом заточенье», которые далеки от общей живой жизни. Именно книга уводит их от реальности. Разлад знания и жизни, ума и сердца – одна из тем комедии «Горе от ума», имеющей символическое название, непосредственно связанное с этой проблемой.
Радомская Т.И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова / Т. И. Радомская // Литература в школе. – 2007. – № 10. – С. 11–13.

Великая комедия «Горе от ума» и сейчас остается молодой и свежей. Она сохранила острое общественное звучание, сатирическую соль и художественное очарование, которым она обязана своему замечательнейшему автору Александру Сергеевичу Грибоедову.

Он был одним из интереснейших людей своего времени. Талантливый и опытный дипломат, А. С. Грибоедов успешно отстаивал интересы России на Ближнем Востоке. Это делало его опасным и сильным врагом английских представителей в Персии, боровшихся здесь за безраздельное влияние Англии.

После трагической гибели Грибоедова, А.С.Пушкин писал: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих Записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов, а мы ленивы и нелюбопытны».
Строева Г. К юбилею комедии «Горе от ума» / Г. Строева // Профсоюзы. – 2013. – № 1-2. – С. 28–29.

В молодости Грибоедов отзывался о женщинах достаточно скептически. «Чему от них можно научиться? – говаривал он. – Они не могут быть ни просвещены без педантизма, ни чувствительны без жеманства. Рассудительность их сходит в недостойную расчетливость и самая чистота нравов – в нетерпимость и ханжество. Они чувствую живо, но не глубоко. Судят остроумно, только без основания, и, быстро схватывая подробности, едва ли могут постичь, обнять целое».
И вдруг, спустя несколько лет, он написал: «Кто никогда не любил и не подчинялся влиянию женщин, тот никогда не производил и не произведет ничего великого, потому что сам мал душою.… У женщин есть особое чувство, которое французы называют tact, этого слова нельзя перевести даже перифразой ни на один язык. Немцы перевели его как «разум чувствований».

Что произошло с Грибоедовым? Говорят, что человек жил тогда, когда знал, что такое любовь. Грибоедов знал. История его любви трогательна и поучительна…
Борисов И. Мы с тобой сошлись навек / И. Борисов // Семья и школа. – 2013. – № 7-8. – С. 54–58.

Афанасий Афанасьевич Шеншин железной рукой управлял тремя своими имениями, которые приносили немалый доход. И этот бережливый до скупости, предприимчивый и успешный помещик стал известен как тончайший поэт-лирик! В его личности удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, битый жизнью практик и вдохновенный певец красоты и любви. Поразительное по глубине проникновение в область человеческих чувств, в самый жар любовного чувства – и холодный расчет, прагматизм в собственной жизни, наложивший отпечаток на его отношения с любимой женщиной: Через все творчество Фета проходит эта отчаянная, трагически звучащая нота.
Мышкин Е. Парадокс Фета / Е. Мышкин // Семья и школа – 2014. - № 11-12. – С. 56–59.

Главным делом для поэта в 1860-е годы станет налаживание быта и хозяйства в своем хуторе Степановка. Свои чувства и мысли он отразил в циклах очерков «Из деревни». Автор строил широкие планы: «Я буду рассказывать, что я думал, что сделал и, что из этого вышло».

Свою дворянскую миссию в деревне Фет видел скорее в культурном начале. Порядок, которого не стало, Фет планомерно, жестко, иногда педантично пытается навести в своем маленьком хозяйстве. Именно за эту ностальгию по крепостной стройности писателя и его сочинения в дальнейшем будут подвергать обличительной критике…
Набялэк О. «Лирическое хозяйство» Афанасия Фета / О. Набялэк // Родина – 2014. – № 12. – С. 51–53.

Чеховский «КОДЕКС ЧЕСТИ» (из письма А. П.Чехова брату Николаю, 1896):
…Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги…
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках.
Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома. Не пускают пыли в глаза меньшей братии…
Если они имеют в себе талант, то уважают его…
Они воспитывают в себе эстетику… и т. д.

При всей насыщенности творческой и гражданской судьбы великого русского писателя, сорок четыре года – срок жизни до боли малый. Антон Павлович Чехов известен всем не только как великий писатель, но и как врач, основатель и попечитель нескольких сельских школ. Чтобы приблизиться к Чехову, как к эталону высокого стиля жизни, мы читаем и перечитываем его…
Чеховский «Кодекс чести» // Роман-газета. – 2014. – № 24. – 3-я с. обл.

На одной из старейших улиц Таганрога, Полицейской (ныне Чехова, 69), стоит небольшой флигелёк, окруженный вишневыми деревьями. Три крохотные комнаты, кухня, мизерный коридорчик и холодные сени. Именно здесь 29 января 1860 года родился Антон Чехов. Об этой улице он писал в 1887 году: «С Полицейской улицы начинается засыхающая, а потому вязкая и бугристая грязь . Пробираясь через Новый базар, я мог убедиться, как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески, и есть даже трактир «Расия».
В советские времена улицу привели в порядок, и она стала одной из красивейших в Таганроге. В Литературном музее имени Чехова появилась знаменитая экскурсия «Сумерки в музее». На ней рассказывают городские легенды дореволюционного Таганрога, на которых вырос Антоша Чехонте и которые вдохновляли его на создание мистических рассказов. Одна из самых ярких – о даме в черном, которая покончила с собой из-за несчастной любви. И с тех пор бродит по коридорам женской гимназии, ищет своего возлюбленного и строит козни красивым соперницам.
Чепурная О. Царская провинция / О. Чепурная // Союзное государство. – 2017. – № 1-2. – С. 92–96.

«Да святится имя твое» - таков лейтмотив последнего письма Желткова. Благоговение, благородство, душевная тонкость – этим проникнута каждая строчка, каждое слово, каждый звук письма. Это полнее всего и вернее всего способна выразить музыка, Аппассионата Бетховена. Её вынес автор в виде эпиграфа. Она звучит как мощный гимн любви…

Это образец идеальной, бескорыстной, возвышенной любви, которую нельзя убить, заточить, запретить. Она независима, она вечна. «Настоящая любовь делает человека великим. Это действительно Божеский дар, сродни творческому вдохновению, ниспосланному провидением».
Журавлева Г. Д. «Да святится имя твое…» / Г. Д. Журавлева // Литература в школе. – 2011. – № 3. – С. 30–32.

Несмотря на то, что Куприн не был одинок в традиционном понимании (он был женат два раза, и оба – удачно). Женщины любили его и многое прощали любвеобильному и жизнелюбивому писателю, который, казалось, не был создан для тихой семейной жизни. Он, тем не менее, был очень одинок в своих мыслях, желаниях и чувствах. Современники и даже близкие люди зачастую не понимали его «блажей». С людьми Куприн сходился сложно, тяжело достигал с ними взаимопонимания. Казалось порой, он был обречен на непонимание, неприятие, одиночество… Его описывали как человека своенравного и подчас непредсказуемого.

Неудивительно, что гораздо больше, чем мир людей, Куприна манил мир природы. Особые отношения у Куприна были с кошками. Кошка для него была всегда как некий неразгаданный сфинкс, одно из гениальных творений природы. В своих рассказах Куприн раскрывает новые грани кошки: ее острый ум, тонкое понимание происходящего – кошачий такт и ее «звериное сочувствие».
Рожкова А. А. И. Куприн и кошка Ю. Ю – наперсница его одиночества / А. А. Рожкова // Досуг для любителей кошек. – 2014. – ноябрь. – С. 68–71.

Более подробно познакомиться с этими и многими другими материалами можно на выставке «Золото русской классики», размещенной в Зале каталогов Волгоградской ОУНБ им. М. Горького, 3-й этаж.
Вход по читательским билетам.
Возрастные ограничения: 12+
Дополнительная информация:
• тел.: (8442) 33–11–48 (Сектор периодических изданий);
• e-mail: periodika.vounb@mail.ru








Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна