ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
ВАЖНО!!!
Плакат о ношении маскиУважаемые пользователи!

С 1 мая 2021 года изменился график работы:

Режим работы в летнее время
(с 01 июля по 31 августа):

Пн. 10.00 – 18.00
Вт. - пт. 10.00 – 19.00
Сб. 10.00 – 18.00
Вс. - выходной
Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Обслуживание осуществляется  при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора>>
Наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении библиотеки обязательно!
Подробнее >>
Поиск
Поиск в электронных каталогах
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий (июль, август)


Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Достаточно подать заявку по телефону или заполнить форму на сайте!
Подробнее>>
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Театральный ресурс
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
«Имена и судьбы в русской литературе» (к юбилеям А. Т. Аверченко, Н. С. Гумилёва, М. А. Булгакова): выставка периодических изданий
Сектор периодических изданий Волгоградской ОУНБ им. М. Горького приглашает посетить выставку «Имена и судьбы в русской литературе», посвящённую юбилеям А. Т. Аверченко, Н. С. Гумилёва и М. А. Булгакова, а также ознакомиться с обзором литературы на официальном сайте Библиотеки.

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881–1925)

«Королю смеха» Аркадию Аверченко – 140 лет. Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 15 (27) марта 1880 года в Севастополе в семье небогатого купца. Он не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения и слабого здоровья не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным талантом. Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет. С 1896 по 1897 год служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках». В 1901 году Аверченко переезжает вместе с компанией «Брянский рудник» в Харьков. Здесь, в газете «Южный край» появляется первая юмореска «Как мне пришлось застраховать жизнь».

В 1906–1907 гг. он, совершенно забросив службу, редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вёл почти все разделы под многочисленными псевдонимами.

Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе с известными людьми – Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым и др. Именно в «Сатириконе» появились его самые блестящие юмористические рассказы...

Очевидно, властям становилось ясно, что в руках Аверченко есть гораздо более действенный арсенал, чем ружья и пулемёты: веселый смех, который клеймил нелепые распоряжения и запреты.

Кречетова А. Искусство казаться несерьезным… / А. Кречетова // Знание-сила. – 2021. – № 3. – С. 79–85.

Аркадия Аверченко за его первоклассный юмор современники называли Королём смеха: журнал «Сатирикон», который он возглавлял в 1908–1911 гг., знала вся страна. В 1920 году выступивший против революции писатель был вынужден навсегда покинуть Россию. Блистательные юмористические рассказы, очерки и фельетоны принесли Аркадию Аверченко ошеломляющую популярность. В юмористическую оболочку его текстов завернуты глубокие смыслы. Тем труднее поверить, что на протяжении многих десятилетий у себя на родине он был предан забвению.

Тимина А. Его пытались стереть из памяти / А. Тимина // Театрал. – 2018. – № 9. – С. 30–31.

В 1921 году в Париже вышел сборник рассказов «Дюжина ножей в спину революции», где Аркадий Аверченко не смог избежать ожесточения. Ведь ему пришлось пережить в российской столице и Первую мировую войну, и Октябрьский переворот, и начало красного террора. А эмиграция прогнала его «кувырком по Европе». Добиваясь плотности письма, Аверченко часто сжимал миниатюру, как пружину, до беспримесных диалогов, и она, миниатюра, просится уже не только в печать, но и на подмостки.
Книжка понравилась В. Ленину, и это, пожалуй, самое смешное.

Радзишевский В. Человек, который рассмешил Ленина / В. Радзишевский  // Свой. – 2021. – № 2. – С. 12–15.

Всего Аверченко было написано более 1000 произведений. И каждое из них – безусловно, жемчужина художественного мастерства, драгоценный сплав, состоящий из искромётного юмора и серьёзной, немного грустной любви к людям.

Николай Степанович Гумилев (1886–1921)

Николай Гумилев, со дня рождения которого в апреле исполняется 135 лет, – единственный из поэтов Серебряного века, который всегда оставался мальчишкой. Он был не просто поэт, а – поэт, путешественник, воин.

Гумилев был поэтом дальних странствий, «принадлежащим династии Колумба». О путешествиях, и в первую очередь об Африке, он мечтал с детства. В день его рождения бушевал ураган, и повивальная бабка, принимая младенца, предсказала: «Бурная будет у него жизнь».

Он взял Землю в ладони и подставил её под золотое солнце. Все его возлюбленные были уверены, что их он любил больше других. Но все они ошибались: любовью Гумилева был весь мир, его чудеса и звезды.

Романтизм поэта Гумилева зарождается в связи с острой нуждой в свежих впечатлениях, которые он решил черпать из путешествий по миру. Он оказался настоящим стоиком. Были дни, когда заграницей он жил впроголодь, ночевал на улице и испытывал небывалое вдохновение, которое позволило ему стать автором целого ряда произведений. Вернувшись в Россию, поэт изложил свои впечатления о Египте в стихотворениях и рассказах: «Носорог», «Ягуар», «Жираф», «Гиена», «Леопард», «Крыса», «Корабль».

Гумилев стал основателем «Цеха поэтов», в который вошли многие известные литераторы того времени – Владимир Нарбут, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий. Гумилев сделал заявление о том, что в поэзии появилось новое течение – акмеизм. Его представители сумели преодолеть символизм, вернули в поэзию стройность и строгость стиха.
 
С началом Первой мировой войны все планы писателя были разрушены.
Основатель «Цеха поэтов» в 1914 году пошёл на войну добровольцем. В том же году за ночную разведку в составе Улановского полка получил первый Георгиевский крест. Но награда, по мнению поэта, досталась ему слишком легко. Второй крест – тяжелее: за трудный бой с превосходящими силами австрийцев в июле 1915 года.

Агамина Н. Труженики войны / Н. Агамина // Вокруг света. – 2014. – № 9. – С. 154–159.

Вернувшись с фронта, поэт возобновил свою литературную деятельность. В начале 1921 года он был избран председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов. Летом этого же года Гумилев был задержан по подозрению в принадлежности к контрреволюционной организации Таганцева. Когда поэта арестовали, его коллеги сделали всё возможное для его освобождения. Максим Горький тоже хлопотал за Гумилева, он дважды обращался к Ленину с просьбой о помиловании литератора, но всё было тщетно. Николая Гумилева и 60 его товарищей расстреляли. И только в 1991 году стало известно, что никакого заговора не было, дело о заговорщиках было сфабриковано сотрудником НКВД.
«В нём было нечто, напоминающее какую-то дикую и гордую перелётную птицу: маленькая, круглая сзади, голова на высокой шее, длинный прямой нос, круглый глаз со сторожким боковым взором, неторопливые движения. Так же, как птица, любил он простор и свободу…», – писал о Гумилеве Александр Куприн. «Странствующий рыцарь, аристократический бродяга – он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте».

Гумилев предсказал себе, что умрет в 53 года. «Смерть нужно заработать, – говорил он, – природа скупа и с человека выжмет все соки, и выжав – выбросит». Но природе не суждено было сыграть свою роль – вмешались люди. В день гибели Гумилеву было всего тридцать пять лет! Могила его не найдена – он так и остался вечной перелетной птицей.

Мудрова В. Царь-ребенок на шкуре льва / В. Мудрова // Биография – 2004. – № 2. – С. 92–106.

Гумилева называют настоящей легендой Серебряного века. Творчество этого поэта всегда находилось в прямой зависимости от его мировоззрения. Николай Степанович полагал, что дух должен торжествовать над плотью. Всей своей жизнью он подтверждал это. Свободолюбивого поэта, честного критика и переводчика Николая Гумилева советская цензура невзлюбила и уже во второй половине 20-х годов прошлого века изъяла из обращения все его стихи.
Этот человек был литературным теоретиком, искренне верившим, что художественное слово не только влияет на умы людей, но и способно менять окружающую действительность в лучшую сторону. Время это подтвердило.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940)

Михаил Булгаков родился 3(15) мая 1891 года в Киеве, в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей. Миша был самым старшим ребёнком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме, позднее – в Киеве. В начале 1920-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность, сначала как фельетонист, позднее – как драматург и театральный режиссёр МХАТа и Центрального театра рабочей молодёжи.

О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».

К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» – в 1965 году. Самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 1960-х годов и то – в сокращённом виде.

Булгакову будет позволено ставить спектакли. Но издание его книг  при  жизни так и не возобновилось.

Следующий эпизод из жизни Булгакова тоже кажется фантастическим. Школьным учителем он никогда не был и не собирался им быть. Медиком – был. Журналистом – был. И театральным деятелем – от нужды чуть ли не реквизитором – тоже был. Но автором школьного учебника?!
Однако решился. В 1936 году, когда прочёл Постановление ЦК партии «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и объявлении конкурса на лучший учебник. По свидетельству жены Булгакова Елены Сергеевны, польстился он на сто тысяч, которые были обещаны победителю этого конкурса.

Аннинский Л. Михаил Булгаков. История с Патриарших прудов / Л. Аннинский // Родина. – 2016. – № 9. – С. 23–25.

Об этом и многом другом на выставке «Имена и судьбы в русской литературе», расположенной на 3-м этаже Волгоградской ОУНБ им. М. Горького в Зале каталогов.

Выставка представлена до 25 апреля в режиме работы Библиотеки.

Возрастные ограничения: 16+

Дополнительная информация:
• тел.: (8442) 33–11–48 (Сектор периодических изданий, 3-й этаж, Зал каталогов, комната 3-02);
• e-mail: periodika@vounb.ru

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна