ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Поиск в электронных каталогах
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:

Пн.: выходной 
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:

Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Не пропустите!
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий на ИЮНЬ

Афиша событий на ИЮЛЬ

Афиша Виртуального концертного зала

КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС
Книжный ЭМОВИРУСДля борьбы со всеми вирусами «Горьковка» запускает свой собственный «Книжный ЭМОВИРУС» – вирус чтения!
Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Оформите заявку по телефону или заполните  форму на сайте !

Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
«Дети цветов» в СССР
Назад в СССР
Дети цветов
Американская мечта – хорошая работа, собственный дом, пара автомобилей, пара детей и походы в церковь по воскресеньям – идеальная капиталистическая жизнь, которая была пределом мечтаний для тех, кто пережил Великую депрессию и Вторую мировую войну со всеми их тяготами и лишениями, но такой расклад не устраивал молодёжные субкультуры. Бунтарская молодёжь конца 1950-х и 1960-х годов протестовала против консерватизма и пуританства, характерных как для британского, так и для американского общества тех лет.

Движение хиппи приобрело общемировой масштаб. Источником вдохновения хиппи называли движение «Лебенсреформ», популярное в Германии в конце XIX–начале XX века. Его последователи проповедовали возврат к жизни в единстве с природой, веганство, сыроедение, сексуальную свободу, отказ от табака, алкоголя, а также использование альтернативной медицины. С «лебенсреформаторами» была прямая связь – в 1920-е годы в США приехало много немецких мигрантов, часть из которых разделяли эти взгляды.

Ещё одним источником субкультуры считали учение жившего в V веке нашей эры зороастрийского религиозного деятеля Маздака, который проповедовал жизнь в коммуне и равное распределение благ между её членами. «Всем поровну!» – этот лозунг маздакитов одинаково подходил и хиппи, и строителям коммунизма в СССР.

Конец 1960-х годов, таким образом, ознаменовался проникновением идей хиппизма в СССР и формированием определённой молодёжной моды. От хиппи был унаследован рок и элементы внешней атрибутики, от разночинцев – идеал коммуны. Всё это было творчески переработано.

Система сопоставляется с дорогой, культивируя самосознание странников, что находит выражение, например, в системных именах: Странник, Сталкер, Вечный Тремпист (от англ. to tramp – бродить, бродяжничать, странствовать), Ночная Прохожая и другие. Образ странника воспроизводится и во внешнем облике хиппи: рюкзачки или холщовые торбы, удобная обувь, потёртая свободная одежда, ксивник – мешочек, в котором носят в пути деньги и документы (ксиву), – символы принадлежности к системе и атрибуты странника одновременно.

Объединяющим фактором для советских хиппи была музыка. Возникали первые флэта: на них регулярно проводились квартирники. К середине 1970-х годов появились специфически системные коммуны, стали проводиться сейшены: по-началу камерные, только для своих, вскоре они начали захватывать в свою орбиту всё большее количество людей.

Представителей течения советских хиппи легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на так называемых «тусовках». В Москве же основными местами сбора были «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (на улице Знаменка), «Пушка» (Пушкинская площадь), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар).

Благодаря известной британской рок-группе «Битлз» среди молодёжи 1960–1970-х годов английский стал культовым языком. В лексикон вошли такие термины, как «андеграунд», «бит-группа», «рок-бенд», «сейшен». Многие советские рок-группы первоначально даже писали свои песни на английском языке.

Хиппи стали пионерами рок-культуры. «Тяжёлый» рок сразу же завоевал симпатии советской молодёжи, поскольку как нельзя лучше отвечал её эстетическим потребностям, которые были рождены урбанизацией и связанным с ней процессом интенсивного формирования городской самодеятельной культуры.

Хиппи всегда придавали сакральное значение «фенечкам», «пацификам», тёртым джинсам, длинным «хайрам». Портрет хиппи можно описать так: «Длинные волосы, перехваченные цветной ленточкой, удобные простые одежды. Причудливые украшения на груди и на запястьях, обычно из бисера, холщовая сумка через плечо. У парней – бороды». Это был код, увидев (или услышав – сленг был тоже своего рода «фенечкой») который хиппи понимали: перед ними – свой.

В каноническом хипповском манускрипте – юношеской пьесе Бориса Гребенщикова «В объятьях джинсни» – героиня ухитряется не узнать своего возлюбленного, поскольку тот в конспиративных целях подстригся, побрился и надел «цивильные» штаны.
 
Стиль хиппи в моде, как и в музыке, распространялся одинаково как в столице, так и в провинции, о чём можно судить из воспоминаний Киршина: «Брюки клёш мы шили сами или у молодых портних – пожилые в резкой форме отказывались, и тогда мы вставляли в прямые брюки клинья от колена, цветные клинья – нате вам! Клёши накрывали туфли на высоком каблуке целиком и волочились по асфальту. Радикалы подшивали их бахромой, "молнией", гнутыми монетками» (Киршин В. А. Частная жизнь / В. А. Киршин, – Пермь : Издатель Максарова, 2003. – 135 с.).
 
На протяжении 1970-х – начала 1980-х годов борьба с хиппи в Советском Союзе велась так же беспощадно, как и со стилягами в 1950–1960-е годы. «Молодых "волосатиков", как их называли старики, забирали прямо на улице и стригли им волосы в милиции». Реакция хиппи была соответствующей. Как известно, от «Битлз» советские хиппи восприняли даже стиль причёски: «Знаменитые причёски, получившие впоследствии название "битловок", появились именно из-за Харрисона: чтобы ушки гитариста не выделялись, продюсер Эпстайн решил каждому из битлов сделать на голове такую вот аккуратную художественную копну. Не догадываясь ещё, что это станет самой модной музыкальной причёской наравне с сессуном имени Мирей Матье». С причёсками блюстители нравов боролись тремя способами: осмеянием («Ты парень или девица?»), убеждением («Даже Битлы постриглись. А ты?»), насилием (да просто ловили волосатиков и стригли).

О существовании в 1970-е годы движения хиппи, как такового, можно судить по той серьёзности, которую придавали этому вопросу партийные организации. Многие считали, что движение хиппи является «ярким проявлением отрицательного воздействия идеологической диверсии противника на молодёжь... восхваляя западный образ жизни, они призывают к протесту против «несовершенств» нашей действительности, что в их представлении означает невозможность легко и красиво жить, не работая...». Однако хиппи продолжали существовать. В конце 1970-х годов, так же, как и в начале десятилетия, партийные структуры были «обеспокоены», что эта часть молодёжи увлечена «буржуазной музыкой» и «заслушиванием зарубежного радио».

К началу 1980-х годов у советской молодёжи появляются и свои хиппи-гуру помимо «Битлз». Вобрав в себя дух хиппизма и, прорвавшись на советскую эстраду, группа «Машина Времени» стала идолом молодёжи конца 1970-х – начала 1980-х годов. Популярность группе добавила партийная «опала», отражённая в легендарной статье в «Комсомольской правде» – «Рагу из синей птицы». С целью отучить молодёжь слушать то, что ей нравится, про «Машину Времени» сочиняли всевозможные байки. Писали «об их надуманной игре в пессимизм, о том, что рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций», и о том, что их «манера пения полностью перечёркивает мужское начало и в исполнении, и в художнической позиции» (Кривомазов Н. Рагу из синей птицы / Н. Кривомазов // Комсомольская правда. – 1982. – 11 апр.). В ответ на это в редакцию газеты посыпались письма с поддержкой своих кумиров, позволяющие понять мировоззренческую позицию молодёжи начала 1980-х годов.

При подготовке публикации использованы материалы из научной электронной библиотеки eLIBRARY.

Автор статьи: Мария Романова (ведущий библиотекарь Отдела «Электронный читальный зал»). 

Фото 1. Хиппи празднуют День Земли 22 апреля 1970 года.

Фото 2. Вудсток, 1970 год.
 
Фото 3. Хиппи, 1976 год.

День ЗемлиВудстокХиппи

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь



 

 
  Новости партнеров >> Модельные библиотеки Национальная электронная библиотека НЕБ, СВЕТ Фонд культурных инициатив Госуслуги. Ссылка на портал  
 

 

         

Канал в мессенджере "Телеграмм"Группа "Волгоградская Горьковка" в социальной сети "ВКонтакте"Аккаунт библиотеки в "Rutube"Группа библиотеки в социальной сети "Одноклассники"Yotub-канал ВОУНБ им. М. Горького

    Культура. Гранты России Финансовая культура Уголки финансовой грамотности. Финкульт. Материалы Управление Роскомнадзора по Волгоградской области    

 

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.ru) обязательна