30 марта 2023 года Волгоградская ОУНБ им. М. Горького провела круглый стол «По системе Станиславского», посвящённый 160-летию со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского, 125-летию Московского художественного театра и Международному дню театра.

Символично, что в этом году отечественная культура отмечает два юбилея, которые очень тесно связаны между собой: юбилей русского режиссёра, актёра и педагога и театра, созданного им вместе с Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году.

А в период с 1900 по 1910 год Станиславский разработал теорию сценического искусства и метода актёрской техники, которая была принята за основу в театральных практиках всего мира и стала своеобразным фундаментом, на котором основываются более современные системы и техники.

Заседание круглого стола открыл зажигательный перепляс с шалями и тростевыми куклами в исполнении студентов IV курса ВГИИКа, которых уже можно назвать артистами Волгоградского театра кукол «Колобок».
И первой о системе Станиславского высказалась художественный руководитель театра, доцент ВГИИКа, заслуженный работник культуры РФ Нина Голубева.

Нина Ивановна отметила, что три основных технологии системы Станиславского (ремесло, представление и переживание) артистам, работающим с куклами, необходимы так же, как и для артистов драматических театров.
Режиссёр, постановщик спектаклей «Мизантроп», «Страсти по Тилю», «Агонь» в Волгоградском новом экспериментальном театре Александр Баркар (Москва) представил свой взгляд на систему Станиславского, исходя из своего студенческого, актёрского и режиссёрского опыта. Получилась целая лекция, которую Александр завершил утверждением, что Станиславский у каждого свой.

Заслуженная артистка РФ, солистка театра «Царицынская опера» Анна Девяткина рассказала о своей работе над партией, в которой она больше уделяет внимание не пению, а содержанию спектакля.

Большой почитатель и знаток театра, кандидат юридических наук Юрий Ветютнев сообщил, что в системе Станиславского его пугает перфекционизм. Юрий Юрьевич считает, что это опасное свойство для человека – оно мешает работать, творить и просто жить. Ведь идеала достичь невозможно, а вечное неудовлетворение может привести к душевному расстройству.

Театровед, старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова Ирина Преображенская рассказала о театральной коллекции музея, остановившись на экспонатах, связанных с этим видом искусства в Волгограде.

А точку в разговоре про систему Станиславского поставила киновед, кандидат искусствоведения Галина Жданкина темой «Голливуд и система Станиславского».

Галина Ивановна считает, что теория сценического искусства, разработанная русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем, в Голливуде была востребована не менее (если не более), чем в России. И на её взгляд, система Станиславского является важной составляющей лидерства голливудских артистов в мировом кинематографе.

Надо сказать, что не все заявленные участники смогли прийти на заседание, но разговор получился интересным, насыщенным и дискуссионным. Правда, на полемику время практически не осталось, поэтому те, кто хотел высказать свое мнение «докладчикам», сделали это в личных беседах уже за пределами библиотеки.