ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Поиск в электронных каталогах
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:

Пн.: выходной 
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:

Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Не пропустите!
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий на ИЮНЬ

Афиша событий на ИЮЛЬ

Афиша Виртуального концертного зала

КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС
Книжный ЭМОВИРУСДля борьбы со всеми вирусами «Горьковка» запускает свой собственный «Книжный ЭМОВИРУС» – вирус чтения!
Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Оформите заявку по телефону или заполните  форму на сайте !

Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
Евсей Моисеенко: «Живописцы отличаются не только почерком, а главным образом – нравственной позицией»
Писатели о художниках
Альбом«Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии – первая гроза… Испуганно спешились, накрылись старыми армяками… Прошёл дождь, и открылось бездонное звёздное небо дивной красоты», – признавался Евсей Моисеенко.

Зато хорошо запомнил художник другое, не только безмятежное детство, согретое лаской и заботами деда, который прививал ему чувство любви к окружающей природе, развивал пытливость, душевную зоркость, но и свою суровую, без преувеличения, юность:

«Я помню, и как меня мать провожала на войну, и как, будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин. Мне хотелось как бы взглядом уходящего заглянуть в них. Планами, сначала крупно, потом всё меньше – и вовсе женщины исчезают за горизонтом. Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда».

Но он не писатель – Моисеенко. Он художник – крупный, большой. И глаза женщин он не просто запомнил: одна из самых известных его картина, это «Матери, сёстры».

Матери, сестры
Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Поэтому столь выразительные его полотна «Ополченцы», «9 мая», «Ветераны», «Вернулся» и конечно же – одно из самых трагичных, хотя и называется «Победа». На этой картине только две фигуры. Победитель, и его товарищ – такой же Победитель, только сражённый пулей, возможно, одной из последних в той долгой войне. Убитый падает на руки живого… «"Победа" – это воспоминания о самых мучительных днях войны … когда невыносимо трудно, нелепо умирать», – отметила исследовательница творчества художника Евсея Моисеенко Галина Кекушева-Новосадюк. Советский и российский искусствовед Владимир Леняшин сказал: «Впечатляющая сила этой картины велика. Моисеенко обладает способностью «ударить по сердцу», способностью, обусловленной искренностью чувства и мастерством».
Победа
Евсей Моисеенко родился в деревне Уваровичи Гомельской губернии. Он рос в крестьянской семье у деда, Прокофия Наумовича, который был его воспитателем и наставником. Много лет спустя, вспоминая первые годы своего жизненного пути, Моисеенко создаст живописный холст «Из детства». Воспоминаниями детства согрета и другая картина художника «На реке». Прокофий Наумович часто брал внука с собой в поле, в ночное. Они много бывали вместе, и рассказы и объяснения деда навсегда остались в душе мальчика.

Евсей Моисеенко учился в сельской семилетке, в школьные годы страсть к рисованию уже была настолько ярко выражена, что мальчик твердо решил стать художником, и в 1931 году он поступил в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества – селах Жостово, Федоскино, Палех. По окончанию училища в 1935 году, по рекомендации известного московского живописца Василия Николаевича Яковлева, от которого не скрылся талант молодого художника, Моисеенко поступил в ленинградский Институт живописи скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, руководителем которой был тогда Исаак Израилевич Бродский.

Учился Моисеенко очень успешно, горячо, но закончить институт не успел: с первых дней Великой Отечественной войны он ушёл добровольцем в ополчение.

Попал в плен. Был заточён в лагерь Альтенграбен около Магдебурга. Освободили заключённых лагеря войска союзников. Душевные раны тех дней останутся на всю жизнь: позднее, через полтора десятка лет, художник напишет серию полотен, которую назовёт «Этого забыть нельзя».

Война ещё не закончилась. Художник рвался на фронт. Был отправлен на родину. Попал в 3-й гвардейский кавалерийский корпус, где и сражался до победы. Ужасы, перенесённые в концлагере, он не вспоминал практически никогда. Зато, будучи в кавалерии, он в нечастые свободные минуты с упоением рисовал и делал наброски: изображал своих любимых лошадей, всадников

Возвратился к учебе Моисеенко лишь после демобилизации в 1946 году и приступил к работе над дипломной картиной «Генерал Доватор». Это произведение показало, что в лице Моисеенко советское искусство обрело незаурядного мастера тематической картины. Через три года, в 1950 году, художник представил на суд зрителя свою новую работу «За власть Советов», в которой изображён легендарный комдив Котовский и его конница.

Нельзя сказать, что карьера Моисеенко была стремительной. Развитие его таланта – да, именно так. Но он, побывавший в плену, беспартийный – у властей был под подозрением, и только после смерти Сталина эта подозрительность стала таять…

В 1957 году Моисеенко создал многофигурную композицию «Первая Конная», в которой с присущей ему экспрессией рассказывает о легендарной Конной Армии Семёна Будённого; 1961 годом датирована картина «Красные пришли». За этот холст «Красные пришли» её автор в 1966 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

На юбилейной Всесоюзной художественной выставке посвящённой 50-летию Советской власти, среди множества работ зрители увидели картину Моисеенко «Вестники» (1967). На другой крупнейшей юбилейной Всесоюзной художественной выставке 1970 года, посвящённой 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Моисеенко выступил с картинами «Черешня›› (1969) и «Комиссар» (1969).

Моисеенко создал и ряд интересных портретов, в том числе, «Портрет Г. В. Кекушевой», находящийся в Государственном Русском музее, и натюрмортов. А в картине «Сергей Есенин с дедом›› (1964) с большой любовью и проникновением изображён будущий поэт.

С 1958 года Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. В 1963 году Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973 году он был избран действительным членом АХ СССР. 

Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 года в Государственном Русском музее, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность. Напряжённая педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

Из интервью Евсея Евсеевича: «Когда написанное на полотне становится искусством? Здесь одно несомненно: художника должно тревожить всё, что он пишет. Он должен искать пути к зрителю, чтобы его гражданская позиция нашла отзвук в душах людей. Этот процесс сложный и загадочный». И ещё: «Живописцы отличаются не только почерком, а главным образом – нравственной позицией. Бывает, что профессионализм ищет применения, будучи пустым. Вот тогда, чтобы скрыть внутреннюю незначительность и пустоту, ищет спасение в почерке, в манере…»

…Евсей Евсеевич Моисеенко умер 29 ноября 1988 года в Ленинграде в возрасте 72 лет.

ЕвсейОдному из крупнейших советских живописцев, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР им. И. Репина, действительному члену Академии художеств СССР Евгению Моисеенко посвящено немало печатных работ. Волгоградская ОУНБ им. М. Горького рада предложить, например, книгу Надежды Леоновой «Евсей Моисеенко», в которой автор рассказывает о сложном жизненном пути и творческих исканиях художника и о том, как в его произведениях отражаются проблемы современности, героические страницы истории нашей Родины.

Также в фонде Волгоградской ОУНБ им. М. Горького имеется альбом «Евсей Моисеенко», составленный Галиной Кекушевой-Новосадюк – той самой, чей портрет кисти Моисеенко находится в Русском музее.

При подготовке использованы издания, которые всегда можно найти в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького

Кекушева Г. В. Евсей Моисеенко / Г. В. Кекушева. – Москва, 1981. – 156 с. : ил.  – (Мастера советского искусства. Живопись).

Леонова Н. Г. Евсей Моисеенко / Н. Г. Леонова. – Ленинград, 1989. – 269, [2] с., [16] л. ил.


Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь



 

 
  Новости партнеров >> Модельные библиотеки Национальная электронная библиотека НЕБ, СВЕТ Фонд культурных инициатив Госуслуги. Ссылка на портал  
 

 

         

Канал в мессенджере "Телеграмм"Группа "Волгоградская Горьковка" в социальной сети "ВКонтакте"Аккаунт библиотеки в "Rutube"Группа библиотеки в социальной сети "Одноклассники"Yotub-канал ВОУНБ им. М. Горького

    Культура. Гранты России Финансовая культура Уголки финансовой грамотности. Финкульт. Материалы Управление Роскомнадзора по Волгоградской области    

 

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.ru) обязательна