ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
ВАЖНО!!!
Плакат о ношении маскиУважаемые пользователи!

С 1 мая 2021 года изменился график работы:

Режим работы в летнее время
(с 01 июля по 31 августа):

Пн. 10.00 – 18.00
Вт. - пт. 10.00 – 19.00
Сб. 10.00 – 18.00
Вс. - выходной
Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Обслуживание осуществляется  при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора>>
Наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении библиотеки обязательно!
Подробнее >>
Поиск
Поиск в электронных каталогах
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий (июль, август)


Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Достаточно подать заявку по телефону или заполнить форму на сайте!
Подробнее>>
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Театральный ресурс
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
"Красавец мужчина - русский театр": выставка периодических изданий
С 18 апреля по 18 мая 2019 года Сектор периодических изданий Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького приглашает посетить выставку «Красавец мужчина – русский театр»

«Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?»
Виссарион Белинский

Истоки русского театра уходят в глубокую древность. Острое чувство современности, близость к реальной жизни, сатирическая и критическая направленность – вот те традиции, которые будет наследовать русский театр. Выдающийся русский революционер А. Н. Радищев видел в искусстве театра огромную эмоциональную силу, способную пробудить в зрителе гуманные чувства и вызвать протест против насилия.

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 году по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург. А в 1756 году произошло главное событие театральной жизни России XVIII века – царским указом был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», первый государственный действующий профессиональный театр. Фёдор Волков сразу же был назначен «первым русским актёром», а директором театра был поставлен Александр Петрович Сумароков. Труппа формировалась под руководством И. А. Дмитревского. Репертуар театра был обширным, состоял из драм и комедий русских и европейских авторов. Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге.
Несмотря на стремление Сумарокова подчинить игру актёров принципам классицизма, народная основа их искусства оказалась до конца непреодолённой. Так, о «бешеном» темпераменте Волкова говорили его современники. Приемами игры, близкими к скоморошьим, пользовался Я. Д. Шумский. Одним из крупнейших представителей классицизма был Дмитревский, но и у него непосредственное чувство иногда побеждало рассудочность.

В актерском искусстве второй четверти XIX в. сложились разные школы. Главой петербургской школы был ведущий актер Александринского театра В. А. Каратыгин, который был своеобразным символом официально-парадного театра северной столицы. Прямой противоположностью Каратыгину являлся замечательный актер Малого театра П. С. Мочалов, представлявший романтическую традицию актерского искусства. Истинным реформатором актерского искусства – основоположником реалистической традиции – стал М. С. Щепкин. Принципы искусства Щепкина продолжил и углубил актёр Александринского театра А. Е. Мартынов, для которого главной становится тема гуманного отношения к «маленькому», «униженному и оскорблённому» человеку.

Сегодня на территории России помимо профессиональных, насчитывается более 42 тысяч любительских театров. Ни в одной стране мира самодеятельное движение не отмечалось подобной массовостью. И если профессиональный театр вплотную приблизился к имитации, то любительский же упрямо сохраняет человеческое лицо и напевную русскую речь. Там где профессионал удивляет мастерством, любители поразят правдивостью, искренностью.
Федоренко Е. От слова «любить» / Е. Федоренко // Свой. – 2017. – № 1. – С. 36–40. – (Культурная эволюция)

Какая всё-таки великая была у нас культура: никому неизвестные поначалу люди едва ли не мимоходом создавали мифы, сила которых не иссякнет никогда… Решающую роль в создании легенды сыграл, именно этот человек. Едва появляется заглавный герой, тысячелетняя история страны со всеми ее испытаниями и триумфами мгновенно оживает в его образе. 18 января 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения известного актера, режиссера, педагога и даже немного критика – Бориса Андреевича Бабочкина. Он известен каждому зрителю своей уникальной, неповторимой ролью Василия Ивановича Чапаева в одноименном фильме. Бабочкин – мастер перевоплощения. Он был способен в коротком фрагменте выразить и показать совершенство речевого и пластического жеста. Карьера Бориса Андреевича начиналась с огромного количества ролей в провинциальных театрах. Актер отмечал, что там приходилось играть по две-три премьеры в неделю. Позже Бабочкин столь же виртуозно исполнял роли в спектаклях Малого театра. Но, именно провинция, где борешься не столько за первенство с коллегами-конкурентами, сколько за любовь простодушных и благодарных, в сравнении со столицей, зрителей, научила великого актера яркости подачи образа.
Ирин Н. В плену у Чапаева / Н. Ирин // Свой – 2019. – № 1. – С. 44–47. – (Стоп-кадр)

Он всегда репетировал сложно, будучи уверенный, что актер к своей роли может найти один-единственный ключ. И этот поиск порой продолжался мучительно, сохраняясь уже и после выхода спектакля. Эти строки о Владимире Этуше. На прощальном спектакле каждый его выход сопровождался аплодисментами…
Борзенко В. «Дядюшкин сон» ушел в историю / В. Борзенко; фот. М. Гутерман // Театрал – 2018. – № 03. – С. 67–68. – (Прощание со спектаклем)

О том как Театр им. Вахтангова очень долго и мучительно искал пьесу для бенефиса народного артиста СССР, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Этуша, рассказывает в своей статье Виктор Борзенко. Роль должна была сочетать в себе комфортность для 94-летнего артиста, иметь философский оттенок и комедийную привлекательность. После долгих сомнений и колебаний решение пришло: пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала…». Владимир Этуш сыграл комическую старуху и сделал это, как всегда, великолепно.
Борзенко В. «Бенефис» для легенды сцены / В. Борзенко; фот. В. Мясников // Театрал. – 2017. – № 2. – С. 32–34. – (Мнения и оценки)

Советский и российский актер театра и кино, мастер художественного слова, педагог, артист, покоривший миллионы женских сердец, Василий Лановой, не представляет свою жизнь вне театра. «Актер должен оставаться загадкой» – говорит Василий Семенович во время беседы с автором статьи Мариной Хилькевич. Он уверен, что нельзя рассказывать своему зрителю все бытовые подробности. Это никак не сможет помочь актерской судьбе, а, наоборот, принесет неизгладимый вред. Актер делится воспоминаниями о работе, коллегах, окружавших его в течение всего творческого пути, высказывает свое мнение насчет современного театра и телевидения.
Василий Лановой: «Актер должен оставаться загадкой» / беседовала Марина Хилькевич // Театрал. – 2019. – № 2. – С. 30–35. – (Гость «Театрала»)

Юбилейной дате со дня рождения Александра Збруева посвящена статья Марии Михайловой. В прошлом году народному артисту России исполнилось 80 лет. Более 56 лет этот энергичный, талантливый и всеми любимый актер служит «Ленкому». В начале своего творчества ему улыбнулась удача работать с Анатолием Эфросом. Позже он стал одним из ведущих артистов в команде Марка Захарова. «У каждого поколения существуют люди, которые открывают истоки настоящего творчества. Для кого-то это были Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, Таиров. А для нас – это Эфрос. <...> Я помню, когда мы работали с Анатолием Васильевичем Эфросом, мы даже говорили с его интонацией, а в «Современнике» все говорили, как Олег Николаевич Ефремов.<...> Вообще, настоящими артистами становятся, когда с ними работает хороший режиссер» – говорит А. Збруев, и с этим нельзя не согласиться.
Александр Збруев: У нас ещё нет законов, которые защищают творческую мысль / беседовала Мария Михайлова // Театрал – 2018. – № 03. – С. 50–54. – (Персона)

«Ему интересна только профессия, а во всем остальном он жизнь пережидает» – комментирует его поведение Галина Кожухова. Наверное, это не так. Налицо редкий случай тотального присутствия сильной личности здесь и сейчас. Он и теперь тут, рядом с нами.
В феврале 2017 года ушел из жизни талантливый актер, известный зрителю ролями в спектаклях Театра имени Ленсовета, а также по фильмам «Агония» (1982), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Жестокий романс» (1984), «Сибирский цирюльник» (1998) и т. д.
Алексей Васильевич Петренко – фигура своеобразная, причем, не только по части мощной, иногда запредельной экспрессии, но и в плане социально-психологической породы. Крестьянский сын, его отец был когда-то раскулачен, отправлен в лагеря. Алексей Васильевич заставлял себя всегда быть начеку, хранить бдительность. «Я не все скажу, что думаю», – предупреждал Петренко во время интервью с журналистами.
Восхищают в нем отсутствие позы, гордыни, тщеславия. Алексей Васильевич старался через своего персонажа продемонстрировать все перечисленные качества, «чтобы другим было неповадно или, наоборот, «повадно», если то благость». Кажется, он знал настолько важные вещи про устройство мира, что позировать и торговать представлялось ему ненужной тратой времени и сил.
Ирин Н. Алексей Петренко : «Грехи моих персонажей я взял на себя» / Н. Ирин // Свой – 2018. – № 3. – С. 42–47. – (Стоп-кадр)

Трудно найти человека, который бы продемонстрировал большее совершенство в эмоциональной сфере. От его ролей остается приятное послевкусие. С таким эмоциональным интеллектом легко перевоплощаться и в рабочего паренька, и в ученого-ядерщика. И при всем том – абсолютное отсутствие звездной болезни, трезвое понимание того, что подлинная жизнь – не фанфары, не тщеславное самоупоение, а внимательное отношение к работе и паузам в трудовом процессе. Советскому и российскому актёру театра и кино, кинорежиссёру, сценаристу, педагогу, мастеру художественного слова (чтецу) и общественному деятелю, а также Герою Социалистического Труда. Народному артисту СССР, Лауреату Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Государственной премии Российской Федерации посвящена статья Николая Ирина «Дело Баталова».
Ирин Н. Дело Баталова / Н. Ирин // Свой – 2018. – № 11. – С. 42–47. – (Стоп-кадр)

О своем детстве, родителях, семейном укладе, учебе в Театральном училище им. Б. Щукина вспоминает Яковлев в рубрике «Стоп-кадр» журнала «Свой». «Я лицедей, – говорил Юрий Васильевич. – Люблю, чтобы люди, которых изображаю, были разными. Мне всегда нужно уйти от себя как можно дальше. Надо думать о руках, думать о походке персонажа». У него невероятно умное тело. Он, включив на полную мощность интуицию, демонстрировал образ целиком.
Отдельная статья – его голос, поразительной плотности и выразительности, с красивейшими обертонами и неподражаемым нижним регистром. Фирменная работа, великолепная, не имеющая аналогов интонационная игра. Яковлев – великий и серьезный исполнитель. Он проявил себя как доблестный рыцарь вахтанговской школы, ярко выражая ее достоинства.
Ирин Н. Юрий Васильевич преображает профессию / Н. Ирин // Свой. – 2018. – № 4. – С. 44–47. – (Стоп-кадр)

В этом году исполнилось бы 72 года со дня рождения Юрия Георгиевича Богатырева – советского актера театра и кино, Народного артиста РСФСР, любимого нами по фильмам «Два капитана», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и т. д.
Его всегда по-хорошему много. Неизменно видится внутренний резерв. При этом он крайне экономен в средствах выражения, точен. Великодушен. Его энергия – это мощь спокойной силы, надежности и добра. Человек широкой души и тонкой внутренней организации, гений.
Рано, слишком рано ушел из жизни, но вспоминать о его ролях всегда радостно.
Ирин Н. Танцевать, тёща! Танцевать! / Н. Ирин // Свой – 2017. – № 3. – С. 40–43. – (Стоп-кадр)

«Не верю!!!» – неслось по залу, и артисты вновь и вновь повторяли мизансцену, пока Константину Сергеевичу не становилось ясно, зачем возникает герой. Пылкий реформатор, влюбленный в сцену романтик, имя которого носят театры и школы искусств, до сих пор остается одной из самых загадочных фигур в мировой культуре.
«Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь, мир, смысл жизни, познаешь душу! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность» – напоминает Станиславский окружающим: только в театре происходит живое общение актера с публикой, ничто и никогда не способно заменить этот диалог. И он прав. Театр до сих пор не вытеснили ни кино, ни телевидение, ни интернет-коммуникации.
Федоренко Е. Очень системный человек. / Е. Федоренко // Свой. – 2018. – № 1. – С. 20–23. – (Достояние)

Ткань театральных произведений не поддается рациональному анализу. Здесь многое зависит и от случая, и от времени, и от таланта, конечно, и от личности самого актера. С жизнью и творчеством известных актеров отечественного театра можно познакомиться, посетив выставку, размещенную в Зале каталогов Волгоградской ОУНБ им. М. Горького на 3-ем этаже.

Вход по читательским билетам.
Возрастные ограничения: 12+
Дополнительная информация:
• тел.: (8442) 33–11–48 (Сектор периодических изданий);
• e-mail: periodika.vounb@mail.ru

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна