ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Поиск в электронных каталогах
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:

Пн.: выходной 
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:

Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Не пропустите!
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий на ИЮНЬ

Афиша событий на ИЮЛЬ

Афиша Виртуального концертного зала

КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС
Книжный ЭМОВИРУСДля борьбы со всеми вирусами «Горьковка» запускает свой собственный «Книжный ЭМОВИРУС» – вирус чтения!
Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Оформите заявку по телефону или заполните  форму на сайте !

Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
Константин Маковский: «Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству»
Писатели о художниках
Минин МаковскийКартина известного академического живописца, раннего «Передвижника», академика, профессора живописи Константина Маковского (1839–1915) «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» (1896) относится к числу самых масштабных произведений русской станковой живописи, написанных на историко-патриотическую тему: размеры холста – 698×594 см! Живописное полотно представляет многолюдную сцену сбора пожертвований на ополчение, спасшее в 1612 году страну от иноземных захватчиков. В центре полотна – земский староста Кузьма Минин, призывающий сограждан отдать деньги и имущество ради освобождения Отечества.

Существует устойчивое мнение, что Маковский был настолько потрясён работой Ильи Репина, который в 1891 году впервые вынес на суд публике своё гениальное творение «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», над которым трудился 13 лет, что «позавидовал», и решил создать своё грандиозное полотно, которое бы поразило не только потрясающим размером, но и сюжетной линией и композиционным построением.

С другой стороны, известно, что Маковский задумал свою картину гораздо раньше: от первых эскизов до завершения работы прошло около 20 лет: замысел полотна относится к 1870-м годам, окончена работа была к 1896 году. Непосредственно процесс создания картины занял примерно 6 лет. Маковский неоднократно приезжал в Нижний Новгород для изучения исторического материала и создания подготовительных этюдов, зарисовок. Впервые это произведение было показано в Нижнем Новгороде, на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в отдельном павильоне. В 1908 году оно было приобретено Министерством императорского двора и подарено городу в связи с предстоящими торжествами в честь 300-летия династии Романовых. Сначала картина находилась в Гербовом зале Городской думы (позже – Дворец Труда), а в 1972 году была передана музею и в настоящее время экспонируется в специально выстроенном помещении, примыкающем к уникальному дому купца Дмитрия Сироткина на Верхневолжской набережной, где располагается отдел зарубежного искусства Нижегородского государственного художественного музея.

Константин Егорович Маковский, сын художника-любителя, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской в Москве, став знаменитым, писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

При том Константин Егорович – выпускник Московского училища живописи и ваяния и «бездипломный выпускник» Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге – в 1863 году Маковский , вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии («Бунт четырнадцати») и покинул учебное заведение без документа, удостоверяющего окончание оной.

Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, в 1870 году – к «Товариществу передвижных художественных выставок».

В то время, когда Репин открыл миру своих «Казаков…», Константин Маковский являлся модным и весьма коммерчески успешным автором портретов и исторических картин и отдельные критики рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

В частности, Репин, узнав, что Маковский в поисках сюжета обратился к историку Дмитрию Яворницкому (Эварницкий), саркастически заметил: «Вы дайте ему красочную тему. Красочность в живописи для него выше всего. И нужно сказать, что тайну сочетания красок он постиг, как никто из нас. Но дальше этого вы не ищите у него ничего: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния, ни отважной борьбы за волю с насильниками».

Репин не был одинок в своих суждениях. Маковского считали салонным художником, который много лет посвятил написанию «слащавых головок неизречённой красоты», голых и полуголых женщин, живописных спектаклей, которые принесли художнику «обидную популярность».

Илья Репин и сам обращался к теме народного движения против польских интервентов в начале XVII века под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, делал эскизы, но законченного полотна не создал.

О картине Маковского «Воззвание Минина» читатели Волгоградской ОУНБ им. М. Горького могут побольше узнать из труда Анатолия Васильевича Илевского, коренного нижегородца, живописца и искусствоведа, автора ряда работ по вопросам развития изобразительного искусства.

Альбом «Воззвание Минина», изданный ещё в советские годы, знакомит читателей с одноимённой картиной Константина Маковского. Вступительный очерк рассказывает об истории создания картины, её содержании и художественных достоинствах. В альбоме даются чёрно-белые репродукции многоплановой картины.

Любопытно, что на просьбу Маковского выделить соответствующее помещение для работы над огромной картиной, Академия художеств Петербурга ответила отказом. И поэтому своё историческое произведение Маковский писал, находясь во Франции в парижском предместье Сен-Жермен. Для работы живописец купил под Парижем мастерскую знаменитого баталиста Василия Верещагина, которая была оборудована по последнему слову техники, и состояла из студии и огромного механизированного павильона под открытым небом: здесь движущийся по рельсам вагончик с натурщиками перемещался в течение дня вслед за солнцем и художник мог писать натуру под неизменным освещением.

Время от времени Маковский приезжал в Россию, что бы, как уже было сказано, собрать дополнительный исторический материал и написать этюды к картине непосредственно в Новгороде.

...После Всероссийской выставки картина много путешествовала. Она была показана в Петербурге, Москве, Париже. Зарубежные коллекционеры, знающие работы Маковского, сразу же начали прицениваться, однако сам художник, вложивший в неё, как ни в одно другое произведение, много сил, времени и душевного горения, твердо решил оставить её в России.

Больше Маковский никогда не возвращался в своём творчестве к историческим полотнам. Продолжал писать дорогостоящие салонные портреты и феерические полотна, и даже сам император Александр II купил портрет своей супруги за 15000 рублей.

При подготовке использованы издания, которые всегда можно найти в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького.

Илевский А. В. «Воззвание Минина» : картина художника К. Е. Маковского / А. В. Илевский. – [Изд. 4-е]. – Горький, 1970. – 31 с. : ил.

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь



 

 
  Новости партнеров >> Модельные библиотеки Национальная электронная библиотека НЕБ, СВЕТ Фонд культурных инициатив Госуслуги. Ссылка на портал  
 

 

         

Канал в мессенджере "Телеграмм"Группа "Волгоградская Горьковка" в социальной сети "ВКонтакте"Аккаунт библиотеки в "Rutube"Группа библиотеки в социальной сети "Одноклассники"Yotub-канал ВОУНБ им. М. Горького

    Культура. Гранты России Финансовая культура Уголки финансовой грамотности. Финкульт. Материалы Управление Роскомнадзора по Волгоградской области    

 

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.ru) обязательна