ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Поиск в электронных каталогах
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:

Пн.: выходной 
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:

Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Не пропустите!
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий на ИЮНЬ

Афиша событий на ИЮЛЬ

Афиша Виртуального концертного зала

КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС
Книжный ЭМОВИРУСДля борьбы со всеми вирусами «Горьковка» запускает свой собственный «Книжный ЭМОВИРУС» – вирус чтения!
Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Оформите заявку по телефону или заполните  форму на сайте !

Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
Валентин Серов: «В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное»
Писатели о художниках
Серов«Едва попав за границу, Серов тут же окунается в дела дягилевской антрепризы. Русские балеты, которые сводят с ума иностранцев, действительно стоят на очень высоком уровне. Участвовать в них – честь. Вот где широчайшее поле для применения новых принципов декоративизма, для поисков стиля, которые ещё так недавно были Серову чужды. Ведь даже декорации к "Юдифи" он писал в монументально-реалистическом плане, без какой-либо стилизации. А сейчас он заражён. Его пленяет острое и пряное искусство любимца парижской публики Бакста. Ему хочется попробовать и свои силы. Весной 1911 года в Париже он спешно пишет занавес для "Шехеразады", нарядное стилизованно-восточное панно, навеянное персидскими миниатюрами. Это его второй вклад в пропаганду русского музыкально-балетного искусства. Первый был совсем неожиданный – год назад статья-отповедь директору императорских театров Теляковскому, который осмелился сказать, что дягилевские постановки недостаточно художественны.
Следом за дягилевской труппой Серов едет в Лондон. Теперь уже, кажется, вся Европа ему известна. В 1910 году он побывал уже в Испании, даже посмотрел на бой быков. Ему можно бы упоённо радоваться жизни, так прекрасно жизнь награждает его за труды. Он и радуется, особенно когда хорошо чувствует себя. Он даже пишет: "Живу я, как Эдуард VII, не хуже". Но здоровье иногда подводит. Болит грудь. И тогда он спрашивает Валентину Семеновну: "Расскажи, как умирал отец…" А чуть отойдёт, он снова берёт карандаш или кисть в руку – ему лишь бы писать.
Москва. Поздняя осень 1911 года. Только что окончен великолепный, но очень обидный для самой модели портрет Владимира Осиповича Гиршмана. Прекрасно вылеплена голова, большое сходство, интересная поза, но жест… Жест невозможен!.. Жест барина-нувориша, вынимающего из жилетного кармана золотой, и хорошо, если золотой, а то, может быть, так, мелочишку, чтобы дать на чай дворнику.
Гиршманы попробовали было заикнуться, что очень уж не того… Серов только сверкнул глазами: или так, или никак. Вот и разговаривай с ним после этого. А ещё друг-приятель… Пришлось повесить портрет куда-то в дальние комнаты.
Одновременно он пишет портрет Генриэтты Леопольдовны, тот, что в овале. Это такой портрет, что около Серова хочется ходить на цыпочках. Страшно беспокоить такого художника…
Опять Серов носится на извозчиках с одного конца Москвы на другой. Нарисован снова Станиславский, пишется Щербатова, Ламанова… Впереди непочатый край замыслов, поисков. Художник от вещи к вещи растёт. Что ещё обещает этот великолепный талант?
Но, кроме общения с моделями, надо же общаться и с друзьями. Вот слякотный, холодный вечер 21 ноября 1911 года. Серов едет от Ламановой. Он много сегодня работал над портретом, устал. Надо немного рассеяться, тем более что Лелюшка знает: он вернётся поздно. Серов заезжает к доброму приятелю своему доктору Ивану Ивановичу Трояновскому… Он весел, оживлён. Он любит эту семью, да и его здесь преданно и нежно любят. Два часа проходят быстро. Он прощается, ему ещё надо заехать к Остроухову. Есть кое-какие дела по галерее, которые необходимо обсудить.
Трубниковский переулок, дом Остроухова. Навстречу Серову выходит сам Илья Семенович, высокий, как телеграфный столб, начинающий полнеть человек, лысый, бородатый, вовсе не похожий на долговязого, тощего и смешного Ильюханцию абрамцевских времен. Но дружба всё та же. Остроухов обнимает маленького Серова и торжественно ведёт первым делом показывать новые свои приобретения. У друзей всегда столько тем, так много надо обсудить, столько общего, что часы бегут незаметно. Когда Серов спохватывается – на часах три.
На другое утро Валентина Александровича разбудила маленькая Наташа – ей разрешается пошалить с папой несколько минут, пока тот ещё в кровати. После визита дочки Серов встаёт, наклоняется завязать ботинок. Спазм. Удушье. Сдавленный крик. И конец…
Перетруженное сердце, на которое хозяин его не обращал внимания, сдало...»

(Вера Смирнова-Ракитина, «Валентин Серов»)

Вера Алексеевна Смирнова-Ракитина сама в 1920-х целых два года училась во ВХУТЕМАСе, мечтая стать художницей. Но не стала ею. Зато из под её пера вышли замечательные книги. Так, в серии «Жизнь замечательных людей» ещё до Великой Отечественной войны вышли «Менделеев», «Мусоргский», «Глинка» (под псевдонимом В. Слетова). В 1958 году она написала про Авиценну. Книга «Валентин Серов» впервые увидела свет в 1961 году. В беллетризованной биографии замечательного русского художника автор сумела показать творческий и психологический портрет Серова, предельно раскрыть его индивидуальность, показать искания художника, его неустанное движение к совершенству.

Как работал он, какие силы двигали им? Об этом – в книге Веры Смирновой-Ракитиной:

«Генриэтта Леопольдовна Гиршман – одна из самых красивых женщин Москвы, молодая жена известного дельца Владимира Осиповича Гиршмана, доброго серовского приятеля. Лицо Генриэтты Леопольдовны поражало своей прелестью и оригинальностью именитых художников. Многие её писали. Но Серов был терпеливее и настойчивее всех. Он наблюдал за молодой женщиной. Рисовал её то в одной, то в другой позе, то с одним, то с другим выражением лица, примерялся к ней. В 1906 году написал её портрет на диване, потом сам же был недоволен. Показалась провинциальной барышней, а не светской красавицей. Надо было искать что-то поэффектнее, понаряднее. И Серов искал целую зиму 1907/08 года, пока не нашёл, пока не создал шедевра.
Портрет Г. Л. Гиршман – одна из лучших вещей Серова. Все помнят этот портрет, особенный, неповторимо оригинальный и в трактовке натуры и в цвете – одну из жемчужин Третьяковской галереи. Стройная женщина в черной бархатной кофточке стоит у туалета. Портрет очень обстановочен – здесь и карельская береза, и зеркала, и хрусталь, и горностай. Зеркало отражает всю обстановку будуара, и, кроме того, в уголке виден сам художник, полускрытый картоном. Угрюмое, сосредоточенное лицо, так мало гармонирующее с нарядной, легкомысленной обстановкой комнаты. По благородству гармонических строгих тонов – чёрных, золотистых, белых, серебряных, с одним только ярким пятном – красной безделушкой на туалете – портрет неповторим. Удивительное сочетание стиля и характера создало живой образ нарядной светской женщины, а поразительная живопись облагородила её, вознесла на такие вершины, которых, может быть, она и не была достойна по человеческим своим качествам.
Впервые Серов такой большой портрет пишет темперой. И темпера создает то, к чему так стремится художник: мягкую матовость, теплоту колорита, интимность.
Позже он ещё раз возвращается к изображению Генриэтты Леопольдовны. В 1911 году он начинает ее портрет совсем по-другому: не светской львицей, а задумчивой библейской красавицей в мягких одеждах, с платком на голове. Он вписывает её в овал, этим приближаясь к Энгру. А в один из последних сеансов он замечает: "Уже теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся". Видно, как самого его радовала красота, возникшая под его рукой».

Волгоградская ОУНБ им. М. Горького также рада предложить свои читателям, интересующимся жизнью и творчеством художника, вписавшего блистательную страницу в книгу русского искусства, большой сборник в двух томах «Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников».

СеровЭтот труд вышел под редакцией советского литературного критика, литературоведа, искусствоведа, коллекционера, доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и Владимира Алексеевича Самкова.

В издании представлены воспоминания 104 современников Валентина Серова, их дневниковые записи и письма. Читатель ознакомится с мемуарами участников Абрамцевского художественного кружка – И. Е. Репина, B. Д. и Е. Д. Поленовых, В. С. и С. С. Мамонтовых, К. А. Коровина, А. Я. Головина; друзей и знакомых по «Миру искусства» – А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, C. П. Дягилева, Л. С. Бакста; художников и учеников – В. В. Переплетчикова, С. Д. Милорадовича, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина; моделей – Ф. И. Шаляпина, Г. Л. Гиршман, В. И. Качалова, И. М. Москвина, Ф. Ф. Юсупова, Николая II; деятелей науки и искусства – В. В. Стасова, В. А. Теляковского и другие.

Многие воспоминания до настоящего времени были неизвестны и публикуются впервые. Некоторые из них написаны для настоящего издания.

В комментариях широко использованы неизданные материалы – результат многолетних разысканий в архивохранилищах страны и частных собраниях, а также сведения, почерпнутые из дореволюционных изданий.

При подготовке использованы издания, которые всегда можно найти в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького.

Смирнова-Ракитина В. А. Валентин Серов / В. Смирнова-Ракитина. – Москва, 1961. – 336 с. – (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1933 г. М. Горьким ; вып. 16 (330)).

Валентин Серов в переписке, документах и интервью : [в 2 т. / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков]. – Ленинград, 1985.

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь



 

 
  Новости партнеров >> Модельные библиотеки Национальная электронная библиотека НЕБ, СВЕТ Фонд культурных инициатив Госуслуги. Ссылка на портал  
 

 

         

Канал в мессенджере "Телеграмм"Группа "Волгоградская Горьковка" в социальной сети "ВКонтакте"Аккаунт библиотеки в "Rutube"Группа библиотеки в социальной сети "Одноклассники"Yotub-канал ВОУНБ им. М. Горького

    Культура. Гранты России Финансовая культура Уголки финансовой грамотности. Финкульт. Материалы Управление Роскомнадзора по Волгоградской области    

 

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.ru) обязательна