ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Поиск в электронных каталогах
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:

Пн.: выходной 
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:

Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Не пропустите!
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий на ИЮНЬ

Афиша событий на ИЮЛЬ

Афиша Виртуального концертного зала

КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС
Книжный ЭМОВИРУСДля борьбы со всеми вирусами «Горьковка» запускает свой собственный «Книжный ЭМОВИРУС» – вирус чтения!
Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Оформите заявку по телефону или заполните  форму на сайте !

Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
Филипп Малявин: «Дело не в красках, а в правде»
Писатели о художниках
Малявин«Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде». Эти слова Филиппа Малявина его однокурсница Анна Остроумова-Лебедева вспоминала не раз.

Однако смелая красочная гамма полотен Малявина поражала современников не раз. 

Например, когда в 1906 году на выставке «Мира искусства» в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге было показано большое полотно, написанное Малявиным в 1905 году – «Вихрь», художественный критик Сергей Глаголь писал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелёными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и всё-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Эту картину для музея сразу же на выставке приобрёл Совет Третьяковской галереи.

...Рисовать Филипп Малявин начал рано, с четырёх–пяти лет. Родился он в Самарской губернии, Бузулукском уезде – ныне это Оренбургская область, – в многодетной семье государственных крестьян. Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок. Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Хорошо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи. Были у Филиппа и ещё сестры.

Совсем юный Филипп, как он вспоминал сам, всё время что-нибудь лепил из глины, вырезал различные фигурки из дерева, а особенной страстью было рисование угольками на печке или стенах – добавляя забот матери, которая старательно забеливала изображённое сыном. Когда подрос, стал копировать иконописные образа, писал портреты односельчан. Мечтал стать иконописцем. В воспоминаниях Малявин писал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники». Однажды странствующий монах, знакомый семьи Молявиных (а буквой «А» заменил «О» в фамилии художник много позже), увидев работы подростка, предложил отправиться с ним в Грецию на Афон в монастырь святого Пантелеймона учиться иконописи. Недолго думая, 16-летний Филипп, с радостью согласился идти вместе с паломником. Из-за нищеты, в которой жила семья, всей деревней пришлось собирать деньги на дорогу земляку, отправлявшемуся на благое дело.

В монастыре юный послушник начал потихоньку добавлять в устоявшиеся каноны свои элементы, проявляя непозволительное своеволие и дерзость в изображении святых ликов, чем очень огорчал настоятеля монастыря.

Впрочем, о детстве и юности Филиппа Андреевича Малявина написана целая книга, и Волгоградская ОУНБ им. М. Горького с удовольствием рекомендует её всем желающим.

Книга эта – «Детство и юность Малявина», – написана не профессиональным литератором, зато племянником художника – Иваном Филипповичем Москалёвым. В соавторстве с оренбургским краеведом Дмитрием Акимовичем Коноваловым.

…Судьба благоволила Филиппу Андреевичу Малявину. В жизни его было немало счастливых поворотов, и в 1892 году бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств, стал учеником самого Репина. Уже ранние работы Малявина – в основном, портреты крестьянок в ярких красочных нарядах – принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи Павел Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.

МалявинВ 1900 году Малявин приобрёл усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 году 37-летний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трёхлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе.

В 1918 году занимался преподаванием. В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки – «Старик у очага» и «Старуха» – были приобретены Рязанским музеем. В Кремле Малявин сделал многочисленные натурные зарисовки В. И. Ленина. В это же время он написал «Портрет А. В. Луначарского», который показал в 1922 году на выставке Ассоциации художников революционной России. Также рисовал Л. Троцкого и других революционных деятелей.

Однако отношения художника с советской властью не сложились. В 1922 году он выехал за границу для устройства там собственной выставки. И в Россию больше не вернулся. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 году с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку.

«Вне родины – нет искусства», – говорил художниках. Фёдор Шаляпин в своих воспоминаниях написал про Малявина: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»

Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинён в шпионаже, однако впоследствии отпущен, благодаря очередной счастливой случайности: в гестапо нашёлся офицер, неплохо разбиравшийся в современной живописи. Семидесятилетний художник пешком добрался до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре после окончания этого путешествия Филипп Андреевич Малявин скончался – 23 декабря 1940 года. Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.

«Горьковка» приглашает всех интересующихся жизнью и творчеством выдающегося живописца за книгой «Филипп Андреевич Малявин», ныне являющейся уже библиографической редкостью. Автор – Олимпиада Алексеевна Живова. Она же, к слову, является автором книги о русском художнике-живописце, передвижнике Абраме Ефимовиче Архипове (урождённый Пыриков).

При подготовке использованы издания, которые всегда можно найти в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького.

Москалев И. Ф. Детство и юность Малявина : [повесть] / И. Ф. Москалев, Д. А. Коновалов ; [худож. М. Ш. Булатов]. – Челябинск, 1978. – 102 с. : ил.

Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин : 1869–1940 : жизнь и творчество / О. А. Живова. – [Москва, 1967]. – 295 с. : ил.

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь



 

 
  Новости партнеров >> Модельные библиотеки Национальная электронная библиотека НЕБ, СВЕТ Фонд культурных инициатив Госуслуги. Ссылка на портал  
 

 

         

Канал в мессенджере "Телеграмм"Группа "Волгоградская Горьковка" в социальной сети "ВКонтакте"Аккаунт библиотеки в "Rutube"Группа библиотеки в социальной сети "Одноклассники"Yotub-канал ВОУНБ им. М. Горького

    Культура. Гранты России Финансовая культура Уголки финансовой грамотности. Финкульт. Материалы Управление Роскомнадзора по Волгоградской области    

 

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.ru) обязательна