
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:
Пн.: выходной
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.
Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:
Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.
Не пропустите!
Горьковка приглашает!
КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС

Платные услуги
Книги на дом!

Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!
Задайте их нам!


Логин | |
Пароль |
Форма регистрации
Забыли пароль?
Оценка качества
ВНИМАНИЕ
Филипп Малявин: «Дело не в красках, а в правде»

Однако смелая красочная гамма полотен Малявина поражала современников не раз.
Например, когда в 1906 году на выставке «Мира искусства» в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге было показано большое полотно, написанное Малявиным в 1905 году – «Вихрь», художественный критик Сергей Глаголь писал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелёными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и всё-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Эту картину для музея сразу же на выставке приобрёл Совет Третьяковской галереи.
...Рисовать Филипп Малявин начал рано, с четырёх–пяти лет. Родился он в Самарской губернии, Бузулукском уезде – ныне это Оренбургская область, – в многодетной семье государственных крестьян. Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок. Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Хорошо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи. Были у Филиппа и ещё сестры.
Совсем юный Филипп, как он вспоминал сам, всё время что-нибудь лепил из глины, вырезал различные фигурки из дерева, а особенной страстью было рисование угольками на печке или стенах – добавляя забот матери, которая старательно забеливала изображённое сыном. Когда подрос, стал копировать иконописные образа, писал портреты односельчан. Мечтал стать иконописцем. В воспоминаниях Малявин писал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники». Однажды странствующий монах, знакомый семьи Молявиных (а буквой «А» заменил «О» в фамилии художник много позже), увидев работы подростка, предложил отправиться с ним в Грецию на Афон в монастырь святого Пантелеймона учиться иконописи. Недолго думая, 16-летний Филипп, с радостью согласился идти вместе с паломником. Из-за нищеты, в которой жила семья, всей деревней пришлось собирать деньги на дорогу земляку, отправлявшемуся на благое дело.
В монастыре юный послушник начал потихоньку добавлять в устоявшиеся каноны свои элементы, проявляя непозволительное своеволие и дерзость в изображении святых ликов, чем очень огорчал настоятеля монастыря.
Впрочем, о детстве и юности Филиппа Андреевича Малявина написана целая книга, и Волгоградская ОУНБ им. М. Горького с удовольствием рекомендует её всем желающим.
Книга эта – «Детство и юность Малявина», – написана не профессиональным литератором, зато племянником художника – Иваном Филипповичем Москалёвым. В соавторстве с оренбургским краеведом Дмитрием Акимовичем Коноваловым.
…Судьба благоволила Филиппу Андреевичу Малявину. В жизни его было немало счастливых поворотов, и в 1892 году бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств, стал учеником самого Репина. Уже ранние работы Малявина – в основном, портреты крестьянок в ярких красочных нарядах – принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи Павел Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.
…Судьба благоволила Филиппу Андреевичу Малявину. В жизни его было немало счастливых поворотов, и в 1892 году бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств, стал учеником самого Репина. Уже ранние работы Малявина – в основном, портреты крестьянок в ярких красочных нарядах – принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи Павел Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.

В 1918 году занимался преподаванием. В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки – «Старик у очага» и «Старуха» – были приобретены Рязанским музеем. В Кремле Малявин сделал многочисленные натурные зарисовки В. И. Ленина. В это же время он написал «Портрет А. В. Луначарского», который показал в 1922 году на выставке Ассоциации художников революционной России. Также рисовал Л. Троцкого и других революционных деятелей.
Однако отношения художника с советской властью не сложились. В 1922 году он выехал за границу для устройства там собственной выставки. И в Россию больше не вернулся. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 году с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку.
«Вне родины – нет искусства», – говорил художниках. Фёдор Шаляпин в своих воспоминаниях написал про Малявина: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»
Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинён в шпионаже, однако впоследствии отпущен, благодаря очередной счастливой случайности: в гестапо нашёлся офицер, неплохо разбиравшийся в современной живописи. Семидесятилетний художник пешком добрался до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре после окончания этого путешествия Филипп Андреевич Малявин скончался – 23 декабря 1940 года. Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.
«Горьковка» приглашает всех интересующихся жизнью и творчеством выдающегося живописца за книгой «Филипп Андреевич Малявин», ныне являющейся уже библиографической редкостью. Автор – Олимпиада Алексеевна Живова. Она же, к слову, является автором книги о русском художнике-живописце, передвижнике Абраме Ефимовиче Архипове (урождённый Пыриков).
При подготовке использованы издания, которые всегда можно найти в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького.
Москалев И. Ф. Детство и юность Малявина : [повесть] / И. Ф. Москалев, Д. А. Коновалов ; [худож. М. Ш. Булатов]. – Челябинск, 1978. – 102 с. : ил.
Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин : 1869–1940 : жизнь и творчество / О. А. Живова. – [Москва, 1967]. – 295 с. : ил.
Москалев И. Ф. Детство и юность Малявина : [повесть] / И. Ф. Москалев, Д. А. Коновалов ; [худож. М. Ш. Булатов]. – Челябинск, 1978. – 102 с. : ил.
Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин : 1869–1940 : жизнь и творчество / О. А. Живова. – [Москва, 1967]. – 295 с. : ил.
Комментарии:
![]() |
Чтобы отправить комментарий Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь |