
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:
Пн.: выходной
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.
Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:
Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.
Не пропустите!
Горьковка приглашает!
КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС

Платные услуги
Книги на дом!

Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!
Задайте их нам!


Логин | |
Пароль |
Форма регистрации
Забыли пароль?
Оценка качества
ВНИМАНИЕ
Александр Самохвалов: «Её прозвали "советской Джокондой". Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище…»

Её облик – простой и ясный.
Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека – участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал её», – писал в своей книге «Мой творческий путь» советский художник, живописец и график, прикладник, монументалист, плакатист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
«Девушка в футболке» (1932) – знаковое произведение советского искусства 1930-х годов, однако Девушка в футболке не осталась одинокой в галерее «героинь труда и спорта». Компанию ей составляют «Кондукторша» (1928); «Девушка с ядром» (1933), (Третьяковская галерея), а также знаменитая акварельная серия «Метростроевки» (1933–1934), (в основном Русский музей). Это всё «образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти "мифологического" обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом».
«Мой творческий путь»:
«Я был совершенно потрясён энергичной, беспокойной и такой любовно коллективной работой этих девушек. Это был призыв комсомола к добровольному участию в строительстве первого в нашей стране метро. Я был в это время в санатории Дома учёных в Узком. И оттуда наезжал в Москву на места стройки. Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде.
Если в коммуне «Ленинский путь» я также встретился с трудовым энтузиазмом людей коммуны, то там их было не так много – всех их я знал. Я знал каждого из них и как человека.
Здесь я встречал этих девушек, только пока мог не выпускать их из поля своего зрения. Если какая-нибудь из них исчезала, то исчезала навсегда, оставив во мне память о музыкальных ритмах своего трудового процесса, незабываемо красивых ритмах. Некоторые образы этих метростроевок я воссоздал в картине большого размера, пользуясь иногда и натурой, но это отнюдь не было портретом.
Акварельную серию «Девушки Метростроя» я задумал провести совершенно иначе.
В нашу эпоху рождения и необычайного роста нового человека следовало, казалось бы, не брать в руки кисть, не имея перед глазами натуры, подобно тому как того требовал в свое время Энгр. Но в том-то и суть, что образ этого нового человека раскрывается в сложнейших трудовых, общественно-политических взаимоотношениях».
Александр Николаевич Самохвалов (1894–1971) – один из крупнейших советских живописцев XX века, признанный мастер, вошедший в историю русского изобразительного искусства. Произведения Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х годов, его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека.
Если в коммуне «Ленинский путь» я также встретился с трудовым энтузиазмом людей коммуны, то там их было не так много – всех их я знал. Я знал каждого из них и как человека.
Здесь я встречал этих девушек, только пока мог не выпускать их из поля своего зрения. Если какая-нибудь из них исчезала, то исчезала навсегда, оставив во мне память о музыкальных ритмах своего трудового процесса, незабываемо красивых ритмах. Некоторые образы этих метростроевок я воссоздал в картине большого размера, пользуясь иногда и натурой, но это отнюдь не было портретом.
Акварельную серию «Девушки Метростроя» я задумал провести совершенно иначе.
В нашу эпоху рождения и необычайного роста нового человека следовало, казалось бы, не брать в руки кисть, не имея перед глазами натуры, подобно тому как того требовал в свое время Энгр. Но в том-то и суть, что образ этого нового человека раскрывается в сложнейших трудовых, общественно-политических взаимоотношениях».

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.
«Мой творческий путь»:
«И. Э. Грабарь проходил через наш зал, и я обратился к нему с просьбой, показывая на "Девушку в футболке", найти возможность собрать жюри и посмотреть мою работу. Мне очень хотелось включить её в экспозицию.
Грабарь оборачивался то на меня, то на "Девушку", ни слова не говоря, и я волновался, что же это будет. А он смотрел на меня удивлённым взглядом, смысла которого я не мог разобрать. Но вот он с некоторой восторженностью высказал: "Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!" – и обеими руками пожал мою руку. Так была принята "Девушка в футболке".
Нужно было несколько изменить тональность стены, на которой должна быть она экспонирована, и здесь меня поразила готовность рабочих-маляров и их руководителя найти соответствующий тон, чтобы звучание белого в сочетании с чёрным заговорило во всю силу.
Её прозвали "советской Джокондой". Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки ещё не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой – улыбкой готовности к действию».
Грабарь оборачивался то на меня, то на "Девушку", ни слова не говоря, и я волновался, что же это будет. А он смотрел на меня удивлённым взглядом, смысла которого я не мог разобрать. Но вот он с некоторой восторженностью высказал: "Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!" – и обеими руками пожал мою руку. Так была принята "Девушка в футболке".
Нужно было несколько изменить тональность стены, на которой должна быть она экспонирована, и здесь меня поразила готовность рабочих-маляров и их руководителя найти соответствующий тон, чтобы звучание белого в сочетании с чёрным заговорило во всю силу.
Её прозвали "советской Джокондой". Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки ещё не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой – улыбкой готовности к действию».

У «Девушки в футболке» был и вполне реальный прототип – учительница дочери художника, Евгения Петровна Адамова.
Книжной графикой Александр Николаевич занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город» (1927), «Ночные страхи» (1927), «Водолазная база» (1928), «Мстительный Худжар» (1929) и другие). Успешно выступал также как художник театра. С середины 1930-х годов он оформляет спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр О. А. Морщихин, 1935), «Горячее сердце» А. Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943) и другие.
Наряду с этим Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен – «С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи (Дворец Советов, частная коллекция), «С. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950) и другие.
Воспоминания Александра Самохвалова опубликованы в книгах: «Мой творческий путь», «Моя Самаркандия», «В годы беспокойного солнца». В них он, бесспорно, выступает не только признанным художником, но и одаренным писателем, глубоко мыслящим живописцем, графиком, художником театра, скульптором и теоретиком искусства.
При подготовке использованы издания, которые всегда можно найти в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького
Зингер Л. С. Александр Самохвалов : [альбом] / Л. С. Зингер. – Москва, 1982. – 183 с. : цв. ил.
Самохвалов А. Н. Мой творческий путь / А. Самохвалов. – Ленинград, 1977. – 318, [1] с. : ил., цв. ил.
Самохвалов А. Н. Мой творческий путь / А. Самохвалов. – Ленинград, 1977. – 318, [1] с. : ил., цв. ил.
Комментарии:
![]() |
Чтобы отправить комментарий Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь |