ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Поиск в электронных каталогах
ВАЖНО!
Режим работы Библиотеки:

Пн.: выходной 
Вт.–Пт.: 10.00–20.00
Сб., Вс.: 10.00–18.00
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Напоминаем, что с 01.07.2022 по 31.08.2022 Библиотека будет работать по летнему графику:

Вт.–Пт.: 10.00–19.00
Сб., Пн.: 10.00–18.00
Вс.: выходной
Последний вторник каждого месяца: санитарный день.

Не пропустите!
Горьковка приглашает!
Горьковка приглашает
Афиша событий на ИЮНЬ

Афиша событий на ИЮЛЬ

Афиша Виртуального концертного зала

КНИЖНЫЙ ЭМОВИРУС
Книжный ЭМОВИРУСДля борьбы со всеми вирусами «Горьковка» запускает свой собственный «Книжный ЭМОВИРУС» – вирус чтения!
Книги на дом!
Акция Акция "Мобильный абонемент" для жителей Центрального района (65+)! 
Оформите заявку по телефону или заполните  форму на сайте !

Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
ВНИМАНИЕ
Противодействие коррупции >>

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции>>

Яндекс.Метрика
Александр Самохвалов: «Её прозвали "советской Джокондой". Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище…»
Писатели о художниках
Самохвалов«Девушка в футболке» – прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушки вид современный.
Её облик – простой и ясный.
Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека – участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал её», – писал в своей книге «Мой творческий путь» советский художник, живописец и график, прикладник, монументалист, плакатист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

«Девушка в футболке» (1932) – знаковое произведение советского искусства 1930-х годов, однако Девушка в футболке не осталась одинокой в галерее «героинь труда и спорта». Компанию ей составляют «Кондукторша» (1928); «Девушка с ядром» (1933), (Третьяковская галерея), а также знаменитая акварельная серия «Метростроевки» (1933–1934), (в основном Русский музей). Это всё «образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти "мифологического" обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом».

«Мой творческий путь»:

«Я был совершенно потрясён энергичной, беспокойной и такой любовно коллективной работой этих девушек. Это был призыв комсомола к добровольному участию в строительстве первого в нашей стране метро. Я был в это время в санатории Дома учёных в Узком. И оттуда наезжал в Москву на места стройки. Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде.
Если в коммуне «Ленинский путь» я также встретился с трудовым энтузиазмом людей коммуны, то там их было не так много – всех их я знал. Я знал каждого из них и как человека.
Здесь я встречал этих девушек, только пока мог не выпускать их из поля своего зрения. Если какая-нибудь из них исчезала, то исчезала навсегда, оставив во мне память о музыкальных ритмах своего трудового процесса, незабываемо красивых ритмах. Некоторые образы этих метростроевок я воссоздал в картине большого размера, пользуясь иногда и натурой, но это отнюдь не было портретом.
Акварельную серию «Девушки Метростроя» я задумал провести совершенно иначе.
В нашу эпоху рождения и необычайного роста нового человека следовало, казалось бы, не брать в руки кисть, не имея перед глазами натуры, подобно тому как того требовал в свое время Энгр. Но в том-то и суть, что образ этого нового человека раскрывается в сложнейших трудовых, общественно-политических взаимоотношениях».

СамохваловАлександр Николаевич Самохвалов (1894–1971) – один из крупнейших советских живописцев XX века, признанный мастер, вошедший в историю русского изобразительного искусства. Произведения Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х годов, его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека.

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

«Мой творческий путь»: 

«И. Э. Грабарь проходил через наш зал, и я обратился к нему с просьбой, показывая на "Девушку в футболке", найти возможность собрать жюри и посмотреть мою работу. Мне очень хотелось включить её в экспозицию.
Грабарь оборачивался то на меня, то на "Девушку", ни слова не говоря, и я волновался, что же это будет. А он смотрел на меня удивлённым взглядом, смысла которого я не мог разобрать. Но вот он с некоторой восторженностью высказал: "Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!" – и обеими руками пожал мою руку. Так была принята "Девушка в футболке".
Нужно было несколько изменить тональность стены, на которой должна быть она экспонирована, и здесь меня поразила готовность рабочих-маляров и их руководителя найти соответствующий тон, чтобы звучание белого в сочетании с чёрным заговорило во всю силу.
Её прозвали "советской Джокондой". Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки ещё не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой – улыбкой готовности к действию».

Девушка в футболкеВ 1937 году «Девушка в футболке» была отмечена золотой медалью на Международной парижской выставке, в дальнейшем экспонировалась на многочисленных выставках в СССР и России, многократно воспроизводилась в печати. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки.

У «Девушки в футболке» был и вполне реальный прототип – учительница дочери художника, Евгения Петровна Адамова.

Книжной графикой Александр Николаевич занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город» (1927), «Ночные страхи» (1927), «Водолазная база» (1928), «Мстительный Худжар» (1929) и другие). Успешно выступал также как художник театра. С середины 1930-х годов он оформляет спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр О. А. Морщихин, 1935), «Горячее сердце» А. Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943) и другие. 

Наряду с этим Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен – «С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи (Дворец Советов, частная коллекция), «С. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950) и другие.

Воспоминания Александра Самохвалова опубликованы в книгах: «Мой творческий путь», «Моя Самаркандия», «В годы беспокойного солнца». В них он, бесспорно, выступает не только признанным художником, но и одаренным писателем, глубоко мыслящим живописцем, графиком, художником театра, скульптором и теоретиком искусства.

При подготовке использованы издания, которые всегда можно найти в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького

Зингер Л. С. Александр Самохвалов : [альбом] / Л. С. Зингер. – Москва, 1982. – 183 с. : цв. ил.

Самохвалов А. Н. Мой творческий путь / А. Самохвалов. – Ленинград, 1977. – 318, [1] с. : ил., цв. ил.

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь



 

 
  Новости партнеров >> Модельные библиотеки Национальная электронная библиотека НЕБ, СВЕТ Фонд культурных инициатив Госуслуги. Ссылка на портал  
 

 

         

Канал в мессенджере "Телеграмм"Группа "Волгоградская Горьковка" в социальной сети "ВКонтакте"Аккаунт библиотеки в "Rutube"Группа библиотеки в социальной сети "Одноклассники"Yotub-канал ВОУНБ им. М. Горького

    Культура. Гранты России Финансовая культура Уголки финансовой грамотности. Финкульт. Материалы Управление Роскомнадзора по Волгоградской области    

 

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.ru) обязательна